Муниципальная собственность
Градостроительная
деятельность
ЖКХ и развитие инфраструктуры






Прокуратура разъясняет

23.06.2020

Осуществление закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в условиях угрозы распространения COVID-19

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 Закона № 44-ФЗ.

В целях недопущения нарушений при осуществлении таких закупок Минфин России и ФАС России опубликованы письма разъясняющие возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок при введении режима повышенного готовности в условиях пандемии.

Согласно информации Минфина России распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не подлежит применению, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС.

Также Минфин России отмечает, что при введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Наряду с этим ФАС России отметил, что проводить закупки по указанному основанию можно для профилактики, предупреждения, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.

Дополнительно заказчикам следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктами 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в указанном случае заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном ст. 22 Закона № 44-ФЗ, такое обоснование должно содержаться в контракте.


Возврат к списку